Управление = обучение

Обучение и управление - это по сути одинаковые процессы. Различие только в том, что при обучении человеку предлагается один базовый вариант действий, основанный на методе, который тот изучает, а управление включает в себя процедуру выбора из различных вариантов. В остальном, они очень похожи.
В управлении, для того чтобы задача была выполнена, человек должен знать, что делать. В обучении он так же должен получить набор знаний.
В управлении, для того чтобы у человека появилось желание выполнить задачу, используется механизм мотивации или принуждения - объясняется польза от выполнения задания и создается механизм наказания на неисполнение. В обучении то же самое - ставится задача по пониманию концепций, а также запоминанию определенных данных и используется мотивация - разъяснение пользы и принуждение с помощь административных мер - сдача зачета или экзамена, прохождение практикума.

При обучении молодых контроль выстраивается обязательно. Все прекрасно знают, что если у студентов не будет стимулов в виде экзаменов и зачетов, то реально научится только небольшой процент из них. Ведь система приоритетов у молодого человека по большей части включает в себя вещи, весьма далекие от получения знаний. Но при обучении взрослых на корпоративном уровне, такие механизмы по большей части отсутствуют.

Неужели кто-то думает, что у основной массы тех, кто учится, система приоритетов настроена именно на улучшение своих результатов? Долгое время идут споры о том, как же оценивать окупаемость тренингов. Как посчитать финансовый результат.

Эту тему заговорили и замылили настолько, что простые решения, давным-давно известные государственной системе образования, просто не принимаются в расчет.

А ведь нужно понимать, что продуктом обучения, так же, как и продуктом управления, является ПОВЕДЕНИЕ сотрудников. И корреляция прямая.

В управлении - если человек не получил информацию о задании, то он физически не может действовать.
В обучении - если человек не получил теорию, то он не может осваивать практическую часть (попробуйте решить задачу, не зная формул).

В управлении - если у сотрудника нет мотивации для выполнения задания и контрольного механизма, то начнет работать над задачей очень небольшой процент - те, кто обладает высокой степенью ответственности, а соответственно, способен мотивироваться самостоятельно. При этом, кстати, у него не должно быть иных приоритетов, типа личной жизни и т.п.

В обучении, если учащемуся не объяснили важность материала и не создали механизм проверки знаний, то опять же, самостоятельно осваивать материал будут единицы. Те, кто способен видеть свое будущее на много лет вперед. И самостоятельно прийти к выводу, что данное обучение даст возможность в этом будущем добиться успеха. И опять же, приоритеты должны быть очищены от любых мешающих факторов (вы такое видели?).

И вот тут нужно хорошо понимать, что само принятие информации - хоть о задании, хоть о методе, не требует особых способностей. Нужно только определенное упорство в запоминании и культура конспектирования - и рабочих заданий и лекций. И естественно, что этот механизм работает намного лучше, если есть контроль - вопросы, которые задаются человеку о том, что именно он запомнил. В хорошем варианте - это еще и обсуждение того, какие действия он планирует на основе принятой информации.

Ну, а дальше начинается работа с качеством поведения, которое человек планирует проявить на основе полученной информации. Но это происходит уже за пределами базового процесса обучения или постановки задач. Это работа с опытом - с теми решениями, которые уже были приняты. Причем, тут уже включается не механизм обучения, а механизм наставничества. Наставник передает наставляемому опыт - рассказывает о последствиях тех решений, которые он когда-то принимал сам.Вводит в нюансы.

В управлении эту роль выполняют опытные сотрудники - те, у кого за плечами большой опыт выполнения заданий. В обучении - руководители практики. И, еще раз повторю, в этом процессе идет работа не с базовым поведением, а с его нюансами. С качеством выполнения. Со снижением рисков и затрат.

Таким образом, когда идет речь о корпоративном обучении, должны быть задействованы те же самые механизмы - базовое теоретическое обучение, обучение применению метода и наставничество - обучение нюансам.
И качество каждого этапа можно проверить.

Первый этап проверяется опросом - помнит / не помнит.
Второй этап проверяется проверкой действий - практикумом. Проверяется умеет / не умеет (может ли выполнить действие).
Третий этап, наставнический, проверяется с помощью двух замеров срока и качества исполнения - до обучения и после небольшой практики, основанной на результатах обучения.

И не нужно никакой модели Киркпатрика. Можно просто пользоваться той сутью, которая заложена в совершенно будничную систему образования.

Так же и в управлении. Первый этап - проверка понимания задания. Проверяется вопросами о том, что нужно сделать.. Второй этап - проверка понимания метода - проверяется вопросами о том, как сотрудник планирует действовать. Третий этап - проверка и коррекция качества исполнения. Проверяется и корректируется с помощью приемки задания и управленческой обратной связи.

Все просто.


АВТОР СТАТЬИ
Известный предприниматель, обучающий руководителей менеджменту и системному мышлению
Владимир Зима (Москва)
Предприниматель, практикующий руководитель, преподаватель.
Автор книги, ставшей бестселлером для руководителей «Инструменты руководителя».

Работал директором по персоналу в «ПГС проект» Воронеж, директором по организационному развитию в компании "Группа компаний Монолит" (крупнейший застройщик Крыма), зам.директора в «Главдоставка».

Преподавал в престижном техническом ВУЗе России МФТИ
курс «Системное мышление».
Еще больше информации здесь.
Регистрация на семинар
Чтобы заказать счет для оплаты,
заполните, пожалуйста, форму
E-mail
Ваше имя
Номер телефона
Название организации
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь политикой обработки персональных данных
Заказать книгу Владимира Зимы
"Инструменты руководителя. Понимай людей, управляй людьми"
Для заказа книги заполните, пожалуйста, форму ниже
Отправляя форму Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Телефон для справок: (391) 219-77-20